Этель Мерман прославилась как певица с сильным и чистым голосом, который мастерски демонстрировала во время исполнения главных ролей в бродвейских мюзиклах. Чуть меньше, чем мощным вокалом, Мерман запомнилась своим неутомимым юмором на сцене. Она была едва ли не самой успешной бродвейской актрисой ХХ века. Подробнее о «первой леди американской музыкальной комедии» читайте дальше на queenski.com.
Ранние годы
Этель Агнес Циммерманн (настоящее имя) родилась 16 января 1908 года в Куинсе в семье бухгалтера и школьной учительницы. Поскольку родители были очень религиозными людьми, каждое воскресенье Этель посещала утреннюю церковную службу. Кроме того, она училась в воскресной школе, а еще участвовала в послеобеденной молитвенной встрече.
Хотя девушка никогда не училась музыке, в годы Первой мировой войны она пела солдатам на местных военных объектах. После окончания школы Циммерманн работала секретаршей в компании, что продавала вакуумные усилители тормозов. Одной зарплаты ей не хватало, потому девушка подрабатывала певицей в ночных клубах.
Театральный успех
Дебют Циммерман в мюзикле произошел в 1930 году. Тогда она выступила под именем Этель Мерман в Girl Crazy – спектакле о Дэнни Черчилле, которого отправили в придуманный Кастервилль руководить семейным ранчо. Его отец стремится, чтобы Дэнни сосредоточился на серьезных делах, а не только алкоголе и женщинах, однако Черчилль не желает следовать его желаниям.

Даже без формального музыкального образования Мерман моментально стала сенсацией. Почти все мюзиклы, в которых она участвовала, имели успех. К 1933 году Этель успела появиться в трех успешных бродвейских спектаклях и записала два хита – How Deep Is the Ocean и Eadie Was a Lady. Актриса стала любимицей ведущих авторов песен бродвейских театров. Их увлекали медный меццо-сопрано, высота звука и кристально чистая дикция Мерман. Некоторые из своих лучших песен специально для нее написали братья Джордж и Айра Гершвины, Ирвинг Берлин и Коул Портер. В частности, это такие композиции, как I Got Rhythm, You’re the Top, I Get Kick Out of You.
В 1934 году актриса достигла своего величайшего успеха на Бродвее, сыграв в мюзикле Anything Goes. В нем рассказывается о сумасшедших выходках на борту океанского лайнера, направляющегося из Нью-Йорка в Лондон. За период 1930–1959 годов Этель создала для Бродвея 13 ролей. Хотя они часто выходили за пределы театра, попадая на телевидение и в кино, однако сама Мерман редко изображала на большом экране созданных ею героинь.

К слову, бродвейский театр сформировался на Манхэттене, где расположены десятки больших таких театров. Это особый вид коммерческого искусства, возникший как ответ на отсутствие государственной программы поддержки театра в США. Бродвейские шоу привлекают зрителей легкомыслием и зрелищностью представлений.
После двухлетней игры в спектакле Call Me Madam, за которую она получила премию «Тони» как лучшая актриса, Мерман заявила о завершении карьеры на Бродвее. И все же в 1956 году Этель вернулась на сцену по распоряжению своего тогдашнего мужа – исполнительного директора Continental Airlines Роберта Сикса. Он расстроился из-за идеи Мерман стать домохозяйкой после их свадьбы в 1953 году. Сикс ожидал, что публичные выступления супруги привлекут внимание к его авиакомпании.
Поэтому, Мерман вышла на сцену, чтобы сыграть в мюзикле Happy Hunting, а в 1959-м – Gypsy. Позже актриса появилась еще в нескольких шоу, благодаря чему в мире театра ее назвали «первой леди американской музыкальной комедии». Каждый раз, когда Мерман начинала петь, она выделялась мастерством среди всех, хотя никогда не брала уроков вокала.
Выступление Этель 1960 года в цыганской пьесе Everything’s Coming Up Roses многие критики оценивают как величайший триумф актрисы. Впрочем, в этом году она проиграла премию «Тони» Мэри Мартин. К слову, эта актриса и певица становилась обладательницей «Тони» четыре раза. Награду «Тони» присуждают за достижения в области американского театра. В 1970 году Этель Мерман сыграла в шоу Hello, Dolly!, после чего простилась с Бродвеем.
Кино- и телекарьера
Параллельно с выступлениями в театре уроженка Куинса занималась режиссерской работой. В частности, в 1930-х годах она начала снимать короткометражные фильмы на студии Paramount, которая тогда размещалась в районе Астория. В конце 1930 года вышел первый полнометражный фильм Follow the Leader.
В 1934 году Мерман сыграла в музыкальных комедиях We’re Not Dressing и Kid Millions. До 1938 года она успела снять фильм с Эдди Кантором, киноверсию спектакля Anything Goes и три фильма для компании 20th Century Fox.

В 1953 году актриса впервые появилась на телевидении, спев в дуэте со своей подругой и одновременно конкуренткой Мэри Мартин. В 1950–70-х годах Мерман периодически приглашали на телешоу. В 1972 году она снова стала обладательницей премии «Тони» – за вклад в шоу-бизнес. Четыре года спустя Этель сыграла эпизодическую роль в кинокомедии Won Ton Ton, The Dog Who Saved Hollywood, а в 1980-м – в сатирической комедии «Аэроплан!»
Четыре брака
В 1940 году бродвейская звезда узаконила отношения с театральным агентом Уильямом Джейкобом Смитом, однако этот брак продлился всего год. Ее вторым мужем стал журналист Роберт Левитт. У пары родилось двое детей. Третий законный супруг Мерман – президент авиакомпании Continental Airlines Роберт Сикс. Однако и этот брак оказался не последним. В 1964 году Этель вышла замуж за коллегу-актера Эрнеста Боргнайна, в статусе мужа и жены они пробыли только 38 дней.
Дочь Мерман умерла в 1967 году от передозировки наркотиков. Ее сын Роберт женился на актрисе Барбаре Колби, которую застрелили в гараже в Лос-Анджелесе члены банды без четкого мотива.
Болезнь и смерть
В старшем возрасте Мерман стала забывчивой, иногда испытывала трудности с речью. Ее странноватое поведение вызвало беспокойство среди друзей. В 1983 году Этель собиралась посетить церемонию вручения «Оскара» в Лос-Анджелесе, однако упала в своей квартире из-за инсульта. В больнице медики обнаружили у звезды глиобластому четвертой стадии – наиболее распространенную и агрессивную форму злокачественной опухоли мозга.
Женщина перенесла операцию на головном мозге, но опухоль была неоперабельной. Врачи прогнозировали Мерман 8,5 месяцев жизни. Опухоль вызвала афазию, то есть расстройство речи. Болезнь также спровоцировала облысение, а лицо Этель опухло. Семья пыталась скрывать информацию о состоянии актрисы от СМИ.

Как часто бывает перед смертью, на какое-то время состояние здоровья Мерман стабилизировалось, из-за чего ей разрешили вернуться в собственную квартиру на Манхэттене. В феврале 1984 года Мерман скончалась у себя дома, в возрасте 76 лет. В вечер ее смерти все 36 бродвейских театров приглушили свет в 21:00, чтобы почтить память о легендарной исполнительнице.
Останки звезды передали ее сыну Роберту, как этого желала Этель. Роберт похоронил маму рядом с ее дочерью в штате Колорадо. Имение Мерман стоимостью 1,5 млн долларов разделили сын и двое внуков. В 1984 году был проведён аукцион, на котором продали некоторые личные вещи звезды, благодаря чему удалось собрать более 120 000 долларов. В ходе 56-й церемонии вручения «Оскара» в честь Мерман в зале исполнили песню There’s No Business Like Show Business.